С 1 сентября 2023 года во всех школах с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Единая модель профессиональной ориентации (профминимум) — единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации.
Модель внедрена Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года во всех школах РФ для обучающихся с 6 х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» вводится для всех обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. В рамках таких занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др.
Единая модель профессиональной ориентации
Задача конкретная - за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.
В. В. Путин, Президент Российской Федерации
Единая модель профессиональной ориентации обучающихся – профминимум (профориентационный минимум) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий попрофессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации.
Профминимум внедряется во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации для всех обучающихся 6-11 классов для обеспечения единых требований к профориентации каждого отдельного школьника.
Профминимум проводится по следующим направлениям (в зависимости от уровня профминимума, установленного в образовательной организации и в конкретном классе): урочная деятельность, внеурочная деятельность: курс занятий “Россия - мои горизонты”, практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями, дополнительное образование, профессиональное обучение, работа в профильных предпрофессиональных классах.
Школам устанавливается один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. Продвинутый уровень реализуется в профильных предпрофессиональных классах.